Глеб Тюрин о возрождении деревни

Рассказы о доме, огороде, даче. Истории строительства, забавные и курьезные моменты.
Ответить
Аватара пользователя
USB
Стажер
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 25 фев 2016, 13:53
Откуда:: Sterlitamak
Благодарил (а): 631 раз
Поблагодарили: 227 раз

Глеб Тюрин о возрождении деревни

#1

Сообщение USB » 25 фев 2016, 17:44

Знание отечественной истории сподвигло бывшего биржевика (историка по образованию) Глеба Тюрина взяться за спасение обескровленных северных деревень. Причем, за американские и европейские деньги. То, что он за 4 года сделал в забытой богом архангельской глубинке, не имеет прецедентов. У демократии в России не менее глубокие традиции, чем в Западной Европе, доказывает Глеб Тюрин.

Экспертное сообщество не может понять, как ему это удается: социальная модель Тюрина применима в абсолютно маргинальной среде и при этом незатратна. В западных странах аналогичные проекты стоили бы на порядки дороже. Изумленные иностранцы наперебой приглашают его делиться опытом на всевозможных форyмах – в Германии, Люксембурге, Финляндии, Австрии, США. Тюрин выступал в Лионе на Всемирном саммите местных сообществ, его опытом активно интересуется Всемирный банк. Как это все случилось?

Ельцинское десятилетие разорило Русский Север похлеще гражданской войны. В Архангельской области без труда можно упрятать Францию. Край богатый, но сегодня это преимущественно глушь, бездорожье, безработица. При советах чуть ли не все население было занято в лесной отрасли и сельском хозяйстве. В 90-м году плановую экономику отменили, рубильник выключили. За 10 лет жители поморских сел, предоставленные сами себе, что называется, дошли до ручки: разворовывали остатки совхозов, потом стали воровать друг у друга. Кто может – уезжает, большинство – пьет горькую. Маргинальный слой, как раковая опухоль, расползался все дальше. В 90-х в области было два детских дома, сейчас их 37. Население вымирает со скоростью полтора – два процента в год. “Местная власть там живет на дотации сверху, делят их между райцентрами. А на периферию денег уже не хватает. Закрывают школу, потом – фельдшерско-акушерский пункт – все, деревня обречена. Из 4 тысяч деревень через 20 лет хорошо, если останется тысяча”, – прогнозирует Тюрин.

А ведь до революции жители Поморья хозяйствовали крепко, жили трезво и зажиточно. На русском Севере были развиты многие промыслы и ремесла, возделывались разнообразные сельхозкультуры, шла бойкая торговля с другими регионами. Крестьяне сами содержали дороги и деревни. Почти в Приполярье получали рожь – 40 центнеров с гектара, держали стада быков, строили просторные деревянные дома-крепости, которым износу нет, – и все это при отсутствии техники, удобрений, гербицидов. Это была веками отлаженная система крестьянского самоуправления. Именно демократические традиции русского Севера сделали край процветающим. К сожалению, эта русская демократическая традиция очень плохо изучена. Немножко ею занимались либеральные историки конца XIX века – начала XX, немножко – русские историки-эмигранты. Но в общественное сознание этот пласт так и не вошел.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
До татарского нашествия русские князья были по сути дела избираемыми. Их “приглашали” или показывали им “путь”. Так они и странствовали из города в город, из княжества в княжество. С приходом татар и включением Руси в Орду княжеская власть стала наследственной и независимой от народа. В итоге начался массовый исход этого самого народа из страны, от Руси остался пятачок земель. Часть России ушла на Север, в леса, где возникла и столетия существовала удивительная поморская культура крестьянской демократии (самоорганизации). Крестьяне были свободны (здесь никогда не было крепостного права) и жили самоорганизующимися сообществами (мирами). Уже в XIV – XV веке они свободно покупали и продавали землю. У поморских сообществ (земель) были свои Уставы, по сути дела – конституции. Миры сами избирали судей, и священников, улаживали ссоры и конфликты, договаривались об использовании ресурсов и организации дел. Эти позволило на этой холодной и суровой земле создать процветавшую по меркам того времени экономику. И царь считался с их вольницей. Иван Грозный, провел на севере земскую реформу и убрал там воевод. Явно не по доброте душевной – так он мог больше получить налогов, которые организованные крестьянские миры сами собирали и исправно на телегах привозили в Москву. Так что, когда говорят, что в России все всегда держалось одними нагайками, это – миф.
После Смуты ситуация стала меняться. Медленно, но верно демократическая традиция самоорганизации северных крестьян была “размазана” тонким слоем по всей Сибири, она ушла “вширь”, была как бы вытеснена на периферию, не став сильной системой, которая образовывала страну. Она скорее формировала некий ее подвальный этаж. И все же она была!
_______________________________________________

В прошлом учитель истории, Глеб Тюрин считает, что сегодня нужно не столько спорить о теориях, сколько думать о реалиях жизни. Поэтому он попробовал воспроизвести традиции российского земства в современных условиях. Вот как это происходило, и что из этого получилось:

Проанализировав историю Руси и сопоставив её с реалиями сегодняшних дней, Тюрин придумал и создал Институт гражданских и социальных инициатив – бесприбыльную негосударственную организацию, которая взялась за возрождение архангельской провинции. Глеб начал ездить по медвежьим углам, чтобы выяснить, что люди там могли бы сами для себя делать. Провел десятки сельских сходов. “Местные граждане смотрели на меня, будто я упал с луны. Но в любом социуме есть здоровая часть, которая способна за что-то отвечать.”

“Мы стали ездить по деревням и собирать народ на встречи, организовывать клубы, семинары, деловые игры и бог знает что еще. Старались расшевелить людей. Сначала они отмахивались: денег нет, о нас все забыли, мы никому не нужны, ничего не получится. Потом начинали думать: у них же много чего есть лес, земля, недвижимость и другие ресурсы. Многие из которых безхозны и гибнут. Например, закрытую школу или детсад немедленно разворовывают. Кто? Да само же местное население. Потому что каждый сам за себя и норовит хоть что-то лично для себя урвать. Но они разрушают ценный актив, который можно сохранить и сделать основой выживания данной территории. Мы пытались объяснить на крестьянских сходах: сохранять территорию можно только сообща.

У нас есть наработанные технологии, которые позволяют порой довольно быстро воодушевить людей, помочь им по иному посмотреть на себя, на свою ситуацию. Мы находили внутри этой разуверившейся сельской общины группу людей, заряженных на позитив. Создавали из них некое креатив-бюро, учили их работать с идеями и проектами. Это можно назвать системой социального консалтинга: мы обучали людей технологиям развития. ”

В результате за 4 года население местных деревень воплотили 54 проекта стоимостью 1 миллион 750 тысяч рублей, которые дали экономический эффект почти в 30 миллионов рублей. Это уровень капитализации, которого нет ни у японцев, ни у американцев при их передовых технологиях.

Принцип эффективности
“Из чего складывается многократное увеличение активов? За счет синергии, за счет превращения разрозненных и беспомощных одиночек в самоорганизующуюся систему. Общество представляет набор векторов. Если часть их удалось сложить в один, то этот вектор сильнее и больше чем арифметическая сумма тех векторов, из которых он сложен.”

Раньше человек из райцентра тыкал пальцем на карту: вот здесь будем строить коровник. Теперь же они сами обсуждают, где и что они будут делать, причем ищут самое дешевое решение, потому что денег у них очень мало. Рядом с ними наставник. Его задача – привести их к ясному пониманию, что они делают и почему, как создать тот проект, который в свою очередь потянет за собой следующий. И чтобы каждый новый проект делал их экономически все более самодостаточными. В большинстве случаев это не бизнес-проекты в конкурентой среде, а этап обретения навыков управления ресурсами. Для начала очень скромными. Но те, кто через этот этап прошли, уже могут идти дальше.

Вообще, это некая форма изменения сознания. Население, которое начинает себя осознавать, создает внутри себя некий дееспособный орган и вручает ему мандат доверия. То, что называется органом территориального общественного самоуправления (сокращенно ТОС). По существу, это то же самое земство, хотя несколько иное, чем было в 19-м веке. Тогда земство было кастовым – купечество, разночинцы. Но смысл – тот же: самоорганизующаяся система, которая привязана к территории и отвечает за ее развитие. Люди начинают понимать, что они не просто решают проблему водо- или теплоснабжения, дорог или освещения: они создают будущее своей деревни. Главные продукты их деятельности – новое сообщество и новые отношения, перспектива развития. ТОС в своей деревне создает и старается расширить зону благополучия.

Энное количество успешных проектов в одном населенном пункте наращивает критическую массу позитивного, которая меняет всю картину в районе в целом. Так ручейки сливаются в одну большую полноводную реку.

А ВОТ И РЕЗУЛЬТАТЫ:

В Коношском районе со времен советской мелиорации летом нет воды. Стали искать выход. Вспомнили: есть артезианская скважина, но надо построить водонапорную башню. Если идти обычным административным путем, сооружение потянет на миллион рублей, у муниципалитета таких денег нет. Но людям нечем поить скот и поливать огороды. Что делать? Придумали: собрать водонапорную башню из трех старых. Разработали проект. Район помог с инженерным обеспечением. Работали деревенские бесплатно. Закупили только новые трубы, разводные ключи – вся стройка обошлась в 50 тыс. рублей. И теперь вода здесь есть!
* * *
В соседней деревне Фоминской такая же беда с водой. ТОСовоцы решили привести в порядок родники под деревней. При этом сделали из них еще и местную достопримечательность. Вычистили помойку вокруг источников, поставили бетонные кольца для водозабора, срубы, беседку в традиционном русском стиле, декоративную ограду. И стали заманивать туристов. Как? Очень оригинально. Источники были названы родниками любви и поцелуев. В местном ЗАГСе оставили рекламу. И новобрачные поехали. Родилась традиция. Сейчас там каждое воскресенье свадьба. Едут с райцентра. Каждая свадьба оставляет 500 рублей. Для деревни это деньги. Уже и новые русские приезжают туда отдохнуть – там начали площадку для шашлыков отделывать. А еще тамошний ТОС отстоял лес от вырубки, добился льгот своим ветеранам, взял на себя обмен паспортов и многие-многие другие дела, о которых прежде и думать не могли. Теперь уже и молодежь начала подтягиваться к ТОСу – поверили.
* * *
В старинном селе Ошевенск в 40 километрах от Каргополя, ТОС тоже обратился к возрождению культуры и развитию туризма. Места тут живописнейшие, много старины, но все в разрушенном состоянии, нет работы, все пьют. Тосовцы взяли заброшенный купеческий дом XIX века и за два года полностью его восстановили, воссоздав в нем интерьер позапрошлого века. Получилась замечательная маленькая гостиница-музей. Когда энтузиасты начинали, деревня не верила: “Да какой у нас туризм?!” Но когда проект успешно довели до конца, деревенские стали проситься: “Ну, если у вас еще что-нибудь будет, вы уж нас возьмите!” Сюда уже приезжали архангельский Владыко, туристы из Москвы и даже Америки.
* * *
В деревне Йоркино ТОСовские женщины уговорили деревенских мужиков поставить мост через канаву в центре села, подсыпать дорогу. Потом деревня взялась за освещение улиц, укрепление берегов от паводков, летом организовали детский лагерь для учеников художественной школы из райцентра, отреставрировали старинную избу и сделали там музей народного быта и центр ремесел для детей и взрослых.
* * *
А вот в деревне Заозерье Мезенского района, что на самом севере области, на границе с тундрой, ситуация может показаться на порядок более сложной, чем в остальных архангельских деревнях. В деревне осталось всего двое ребятишек – школу собирались закрывать. Никакого производства, все закрыли. Это почти при полной изоляции от центра областного центра! Разбитая дорога есть только зимой – 550 километров смертной муки. За что тут браться? Стали думать, спорить. И вот что надумали. В районе много одиноких стариков, которым нужна помощь. Их увозят в богадельню в областной центр. А что если открыть для них дом престарелых? Нет помещения? Перевезти огромное здание закрытого детсада из соседней деревни! Взялись и за три года сделали! В январе 2004 года открыли дом престарелых на 14 мест. У многих местных появилась работа, место сбыта с/х продукции. Чтобы привлечь сюда медсестру (головная боль для многих даже более благополучных деревень!), тосовцы отремонтировали заброшенную квартиру в общежитии и дали объявления в газетах по всей России: “Требуется медсестра. Желательно с детьми. Благоустроенная квартира предоставляется”. Оказалось, что в стране полно женщин, которые мечтают уйти от пьющего мужа, да некуда. И к ним приехала одна такая – с двумя детьми-школьниками. А это значит, что и дом престарелых обеспечен медпомощью, и еще школьников добавилось. Значит, школу не закроют.
* * *
В деревне Леушинской группа женщин, создав ТОС, взялась за здание запущенной котельной. Это была страшная мертвая индустриальная коробка из кирпича, заполненная громадами ржавых котлов и труб, в которой выл ветер и напивались алкаши. Тосовки придумали сделать там спорт-зал. Подняли мужиков, вытащили котлы, утеплили здание, привели в порядок крыши и стены, настелили полы, все покрасили, установили печь. Теперь тут есть современный спортзал, вокруг которого начала роиться молодежь и подростки, те, что прежде болтались без дела – с ними уже устали “бороться”.
* * *
В соседней деревне Берег того же Вельского района – масса безработных женщин. Они решили выращивать капусту. Создали производственный кооператив. Им дали безвозвратный грант. Они капусту вырастили, продали, на полученные деньги благоустроили медпункт, обстановку, спортплощадку для детей. И изменили ситуацию в деревне в принципе. Сейчас провели ремонт в клубе и создают там информационный центр ремесел.

С “подачи” Тюрина и его Института в Архангельской области было создано около 40 ТОСов – зарегистрированных групп неравнодушных к собственной жизни людей. Реальных органов власти на селе. И эта работа будет продолжена. Среди обилия пустых слов и революционных лозунгов он делает ставку на самое главное – на движение и перемены “снизу” – от народа, изнутри каждого человека. И люди включаются, двигаются, хотят жить в другом мире. Сейчас архангельский опыт начинает активно применяться и в ряде других российских регионов…
Просто Мария...

Аватара пользователя
glebomater
Администратор
Сообщения: 11680
Зарегистрирован: 15 май 2014, 22:22
Благодарил (а): 9252 раза
Поблагодарили: 8687 раз

Глеб Тюрин о возрождении деревни

#2

Сообщение glebomater » 23 янв 2017, 11:51

Чего то я раньше пропустила такую тему интересную.? Прочитала с удовольствием, спасибо огромное!! :ok:
Прежде чем ломать стереотипы, проверь, вдруг они несущие.

Аватара пользователя
Среднеазиат
Творец
Сообщения: 2994
Зарегистрирован: 14 июл 2014, 06:28
Откуда:: Тверская область.
Благодарил (а): 2611 раз
Поблагодарили: 2198 раз

Глеб Тюрин о возрождении деревни

#3

Сообщение Среднеазиат » 23 янв 2017, 16:31

Блииииин. ...Я тоже,как то не заметил интересную тему...У нас в поселке есть старые здания-баня из корпича и бывший райповский магазин из бетонных плит...
Хочешь,чтоб было хорошо-сделай сам!!!

Ответить

Вернуться в «Мой Уголок Земли»